|
Сочинение – эссе
Почему я стала учителем
русского языка и
литературы?
Каждый
выбирает для себя
Женщину,
религию, дорогу.
Дьяволу
служить или пророку –
Каждый
выбирает для себя.
Ю.Левитанский
Чтобы
быть хорошим препода –
вателем,
нужно любить то, что
преподаешь, и любить тех, комуму
преподаешь.ь.
В.О.Ключевскийийий
Кто и что помогает
человеку стать самим собой? Избрать ту дорогу, которая станет его счастьем или
болью – его судьбой? Кто подведет его к этой дороге, и что будет вести по ней
до самого последнего мгновенья?
Еще будучи студенткой пединститута, я написала
«Учительский вальс». Слова, рожденные идеей единства судьбы и жизненной дороги,
крылатыми птицами парили над мелодией, снова и снова возвращаясь к припеву
вальса : «Учитель – не просто профессия, это, скорее, судьба…». Моя судьба, моя
учительская дорога берет свое начало с чистого истока человеческой жизни,
который называется детством. Три близких мне человека – Мать, Учитель, Наставник
, словно три ангела – хранителя, – помогли мне сделать свой жизненный выбор,
обойти стороной дороги слез и ошибок…
Моя мама удивительно быстро сумела разобраться в том,
что дочь обычной в ее возрасте игре в куклы предпочитает общение с книгами… И
на рубеже пяти – шести лет наша домашняя библиотека для меня перестала быть
тайной за семью печатями. Читалось все: сказки Пушкина и Платонова, басни
Крылова и Михалкова, рассказы Паустовского и Драгунского, повести Тургенева и
Толстого…И не только читалось. Вечера маминых выходных дней были для нас обеих
блаженным временем, когда все прочитанное за неделю рассказывалось мною с
добавлением собственной оценки. Так книги стали моими первыми спутниками. Так
главный вопрос жизни – кем быть? – был успешно решен на исходе первой жизненной
семилетки.
Но, оказывается, в школе помимо литературы
существовали и другие предметы, требующие немало времени, которого, к сожалению,
катастрофически не хватало. И не могло хватать! Ибо в десять лет я уже мысленно
неслась на гоголевской птице – тройке по бесконечной русской дороге, которую
так неистово ругал и которой так упоительно восхищался незабвенный Николай
Васильевич! В тринадцать упорно ненавидела Онегина, в четырнадцать плакала над
жестокой судьбой Ларисы Огудаловой… И чтобы не потеряться в этом огромном мире
литературы, в меняющейся массе героев и героинь, требовался мудрый и терпеливый
проводник. Я оказалась счастливее многих моих сверстников - таким проводником в
мире бесконечной литературы стала моя учительница – Рудакова Лидия Степановна,
человек высокой нравственности и удивительно чистой души. Придуманный писателями
и поэтами фантастический мир благодаря ей превращался в реальность, которая
требовала работы ума, души и сердца. Её литература трудилась над
становлением Человека.
Но не только литература формировала мое «я», пока
еще молодое и неопытное. Книжные герои говорили языком утонченным, чистым,
который не всегда окружал меня в обычной жизни, но к которому я стремилась
постоянно. И в отроческом возрасте я обрела новых друзей – в мою жизнь
постепенно стали входить словари. А первый словарь – орфографический (не
маленький, ученический, а огромный, в кожаном переплете – сто десять тысяч
слов!) – мне подарил мой дядя. Имя местного поэта Сергея Николаевича Косорылова
было хорошо известно в родном городе. Его стихи – о родине, природе, красоте
человеческих душ – веяли чем-то березовым, родниковым, есенинским…Именно он учил
меня бережному отношению к «правильному» стиху, не «школярно», а вдумчиво,
профессионально использовать ямб, хорей...
…Я никогда, ни разу в жизни, не пожалела о том, что
выбрала именно педагогический институт. И первые мои учительские шаги (вразрез с
общепринятым мнением!) оказались твердыми и уверенными. И учительская дорога,
однажды забрав немного в сторону, выправилась и снова вернулась в обычное русло.
Что это? Судьба? Да, судьба. Что еще? Характер? Да, характер. И, наконец,
любовь. Я действительно ЛЮБЛЮ ТО, ЧТО ДЕЛАЮ И ТЕХ, ДЛЯ КОГО ЭТО ДЕЛАЮ!Ю!Ю!Ю!
«Чтобы быть хорошим преподавателем, нужно
любить то, что преподаешь, и тех, кому преподаешь» - эти слова известного
русского мыслителя и историка В.Ключевского вполне можно отнести к учителю
русского языка и литературы МОУ СОШ №1 Светлане Васильевне Косорыловой. За
четверть века работы в школе она сумела доказать, что талант в человеке
развивается благодаря искренней любви к своему делу, а настоящее мастерство
произрастает на почве великого трудолюбия. Обладая настойчивым характером и
глубокими профессиональными знаниями, она превращает традиционное преподавание
классических дисциплин в оригинальный поиск истины, не давая готовых решений, а
ведя своих учеников путем открытий и ярких достижений.
Нестандартный подход
учителя к преподаванию литературы был замечен более десяти лет назад. Авторские
уроки – эссе, рождение нового метода преподавания – метода критического
импрессионизма – принесли Светлане Васильевне необычайную популярность - на её
уроки шли как на спектакли или концерты. Двадцать, тридцать, сорок
присутствующих – не всегда учеников в классе было столько, сколько желающих
посмотреть урок. И она, обладая удивительной способностью чувствовать своих
учеников, доверяя им и надеясь на глубину своих знаний - ни разу! – не сорвала
ожидание праздника, ибо и для учеников, и для тех, кто приходил на её уроки, это
было действительно праздником!. «Век нынешний и век минувший…»(по комедии
А.Грибоедова «Горе от ума»), «Дорога к Пушкину», «Гимн любви» (по пьесе
А.Островского «Снегурочка»), «Сказка или печальная быль?»(по поэме М.Лермонтова
«Тамбовская казначейша»), «Вальс со слезой» (по творчеству Б.Пастернака),
«Звезда моя заветная…» ( о судьбе и творчестве И.Бунина), «Тайна гостиницы «Англетер»
(о С.Есенине), «Я до секунд всю жизнь свою измерил…» (о творчестве В.Высоцкого)
– это лишь маленькая часть всех открытых уроков, составляющих педагогическую
«копилку» учителя высшей категории Светланы Васильевны Косорыловой.
Оригинальность этих уроков заключается в том, что на них ученики перестают
чувствовать себя учениками, они словно становятся свидетелями жизни и
творчества великих классиков. «Перешагивая» через свой детский возраст, ребята
учатся мыслить, находить и сопоставлять факты, поддерживать или опровергать
критику, словом, на её уроках происходит формирование человека как личности. Да
и сама Светлана Васильевна постоянно подчеркивает: литература это не предмет,
это искусство жизни. Не случайно уроки, записанные на видеокассеты и диски,
используются многими учителями Тамбовской области в качестве учебного материала,
а опыт работы учителя обобщен и на уровне города, и на уровне области.
На уроках Косорыловой
С.В. теряешься во времени. И час, и два она держит своих подопечных в
эмоциональном напряжении, не давая расслабиться, заскучать, заставляя постоянно
идти вперед. И все – таки учитель никогда не позволяет ребятам прийти к истине
на самом уроке, потому что считает, что главное – это раздумье наедине. Урок
должен быть плодородной почвой для прорастания семян истины, и богатым урожай
может быть только в том случае, если
сеятель приложит собственные усилия. Так Светлана Васильевна формирует сознание
своих воспитанников, так помогает им взрослеть.
Её ученики любят и
прозу, и поэзию, но все – таки поэзию немного больше. Благодаря тому, что само
чтение стихов учителем – это непревзойденный артистический талант. Когда она
читает Лермонтова или Есенина, или «Скифы» Блока, ребята слушают с замиранием
сердца, и даже самые отчаянные и задиристые в эту минуту становятся робкими и
притихшими...
Но самой ответственной
своей работой педагог считает подготовку учащихся к выпускным экзаменам. Когда
в 2004 году в Тамбовской области был введен эксперимент по единому
государственному экзамену, Светлана Васильевна срочно пересмотрела и изменила
преподавание уроков русского языка с таким расчетом, чтобы суметь подготовить
ребят к ЕГЕ. Экстренные изменения в практике работы оказались эффективными: все
её медалисты (1-«золото» и 3 – «серебро») этого года успешно сдали ЕГЕ по
русскому языку и подтвердили свое право быть первыми а также высокий
профессиональный уровень учителя.
Контингент
старшеклассников, с которыми работает Светлана Васильевна, сложный, это кадеты,
мальчишки, пришедшие в 10класс из других школ. Редко среди них попадаются
«отличники», чаще всего те, которые вообще разуверились в пользе образования. И
вот тут педагогу требуется немало усилий и упорства, чтобы доказать подросткам –
знания им нужны прежде всего.
Светлана Васильевна
считает себя счастливым человеком. Наверное, это так. Потому что она искренне
радуется победам своих учеников. Все «золотые» и «серебряные» медали её
воспитанников отражают кропотливый и плодотворный труд педагога и её ребят. Вот
и в прошедшем учебном году её ученица, одиннадцатиклассница Юлия Чебану стала
победителем конкурса «Мы – молодые!», посвященного 70-летию образования
Тамбовской области, девятиклассница Рагимова Регина и семиклассники Дроков
Александр и Дулова Виталия – дипломантами Всероссийского открытого конкурса «Моя
классная – самая классная!». Вита к тому же вошла в состав участников
президентской программы «Одаренные дети России». Есть в личной «копилке» учителя
и её учеников победы в международных конкурсах, в областных и городских
олимпиадах.
Говоря об опыте
работы Светланы Васильевны Косорыловой , нельзя не упомянуть о том, что она
долгое время входила в состав областной экспертной комиссии по утверждению
«золотых» медалей и экспертной комиссии по проверке варианта «С» ЕГЭ по русскому
языку. И все, что она приобрела в ходе работы в этих комиссиях, сегодня
использует в своей педагогической деятельности.
Косорылова С.В. –
учитель –новатор, она сама разрабатывает и внедряет в практику преподавания
новые методы и приемы, легко переходит на новые – прогрессивные - формы
обучения. В настоящий момент вместе со своими учениками она работает над темой
«Научно – исследовательская деятельность учащихся при изучении русского языка и
литературы».Уже созданы в соавторстве с ними две интереснейшие работы по
литературно – историческому краеведению и лингвистике и отправлены на
Всероссийский конкурс. Хочется верить, что и эти работы, как и все предыдущие,
принесут победу не только педагогу и её ученикам , но и нашему родному краю.
Труд педагога оценён
по достоинству. На сегодняшний день у Светланы Васильевны более двух десятков
дипломов, почетных грамот и наград, самые яркие из которых – грамоты
администрации Тамбовской области, Тамбовской областной Думы, Министерства
образования Российской Федерации, и, наконец, знак «Почетный работник
образования Российской Федерации» - говорят о том, что её жизненный выбор - не
случайность , а закономерность.
…Три человека, по
словам Светланы Васильевны, определили её профессиональный путь: мама,
Косорылова Раиса Николаевна, привившая любовь к книгам, дядя, поэт Косорылов
Сергей Николаевич, научивший чувствовать поэзию, и учитель русского языка и
литературы Рудакова Лидия Степановна, ставшая образцом настоящего педагога. В
далекие юные годы, на школьном выпускном вечере, выпускница средней школы №1
мысленно дала всем им обещание - стать хорошим учителем. И она выполнила свое
обещание: на сегодняшний день Светлана Васильевна Косорылова вошла в плеяду
лучших учителей России.
И.П.Рагимова, директор МОУ СОШ №1
(Из публикаций в газете «Трудовая новь»
июль 2007 г.)
|
|