ГЛАВНАЯ
 Творческая биография
ФОТОГАЛЕРЕЯ
РАБОТЫ
гостевая книга

Контакты:
Тамбовская область
город Рассказово

e-mail: KosorilovaSV@yandex.ru

 

Творческая биография

 

Сочинение – эссе

Почему я стала учителем русского языка и

литературы?

 

                                                                        Каждый выбирает для себя

                                                                        Женщину, религию, дорогу.

                                                                        Дьяволу служить или пророку –

                                                                        Каждый выбирает для себя.

                                                                                                                  Ю.Левитанский

 

                                                                        Чтобы быть хорошим препода –

                                                                        вателем, нужно любить то, что

                                                                        преподаешь, и любить тех, комуму

                                                                        преподаешь.ь.

                                                                                                  В.О.Ключевскийийий

 

                           Кто  и что помогает человеку стать самим собой? Избрать ту дорогу, которая станет его счастьем или болью – его судьбой? Кто подведет  его к этой дороге, и что будет вести по ней до самого последнего мгновенья?

                           Еще будучи студенткой пединститута, я написала «Учительский вальс». Слова, рожденные идеей единства судьбы и жизненной дороги, крылатыми птицами парили над мелодией, снова и снова возвращаясь к припеву вальса : «Учитель – не просто профессия, это, скорее, судьба…». Моя судьба, моя учительская дорога берет свое начало с чистого истока человеческой жизни, который называется детством. Три близких мне человека – Мать, Учитель, Наставник , словно три ангела – хранителя, – помогли мне сделать свой жизненный выбор, обойти стороной  дороги слез и ошибок…

                           Моя мама удивительно быстро сумела разобраться в том, что  дочь обычной в ее возрасте игре в куклы предпочитает общение с книгами… И на рубеже пяти – шести  лет наша домашняя библиотека для меня перестала быть тайной за семью печатями. Читалось все: сказки Пушкина и Платонова, басни Крылова и Михалкова, рассказы Паустовского и Драгунского, повести Тургенева и Толстого…И не только читалось. Вечера маминых выходных  дней были для нас обеих блаженным временем, когда все прочитанное за неделю рассказывалось мною с добавлением собственной оценки. Так книги стали моими первыми спутниками. Так главный вопрос жизни – кем быть? – был успешно решен на исходе первой жизненной семилетки.

 

 

 

                             Но, оказывается, в школе помимо литературы существовали и другие предметы, требующие немало времени, которого, к сожалению, катастрофически не хватало. И не могло хватать! Ибо в десять лет я уже мысленно неслась  на гоголевской  птице – тройке по бесконечной русской дороге, которую так неистово ругал и которой так упоительно восхищался незабвенный Николай Васильевич! В тринадцать упорно ненавидела Онегина, в четырнадцать плакала  над жестокой судьбой Ларисы Огудаловой… И чтобы не потеряться в этом огромном мире литературы, в меняющейся массе героев и героинь, требовался мудрый и терпеливый проводник. Я оказалась счастливее многих моих сверстников -  таким проводником в мире бесконечной литературы стала моя учительница – Рудакова Лидия Степановна, человек высокой нравственности и удивительно чистой души. Придуманный писателями и поэтами фантастический мир благодаря ей превращался в реальность, которая требовала работы ума, души и сердца. Её литература  трудилась над становлением Человека.

                            Но не только литература формировала мое «я», пока еще молодое и неопытное. Книжные герои говорили языком утонченным, чистым, который не всегда окружал меня  в обычной жизни, но к которому я стремилась постоянно. И в отроческом возрасте я обрела новых друзей – в мою жизнь постепенно стали входить словари. А первый словарь – орфографический (не маленький, ученический, а огромный, в кожаном переплете – сто десять тысяч слов!) – мне подарил мой дядя. Имя  местного поэта Сергея Николаевича Косорылова было хорошо известно в родном городе. Его стихи – о родине, природе, красоте человеческих душ – веяли чем-то березовым, родниковым, есенинским…Именно он учил меня бережному отношению к «правильному»  стиху, не «школярно», а вдумчиво, профессионально использовать ямб, хорей...

                           …Я никогда, ни разу в жизни, не пожалела о том, что выбрала именно педагогический институт. И первые мои учительские шаги (вразрез с общепринятым мнением!) оказались твердыми и уверенными. И учительская дорога, однажды забрав немного в сторону, выправилась и снова вернулась в обычное русло. Что это? Судьба? Да, судьба. Что еще? Характер? Да, характер. И, наконец, любовь. Я действительно  ЛЮБЛЮ ТО, ЧТО ДЕЛАЮ И ТЕХ, ДЛЯ КОГО ЭТО ДЕЛАЮ!Ю!Ю!Ю!

 

 

«Чтобы быть хорошим преподавателем, нужно любить то, что преподаешь, и тех, кому преподаешь» - эти слова известного русского мыслителя и историка В.Ключевского вполне можно отнести к учителю русского языка и литературы МОУ СОШ №1 Светлане Васильевне Косорыловой. За четверть века работы в школе она сумела доказать, что талант в человеке развивается благодаря искренней любви к своему делу, а настоящее мастерство произрастает на почве великого трудолюбия. Обладая настойчивым характером и глубокими профессиональными знаниями, она превращает традиционное преподавание классических дисциплин в оригинальный поиск истины, не давая готовых решений, а ведя своих учеников  путем открытий и ярких достижений.

                 Нестандартный подход учителя  к преподаванию литературы был замечен более десяти лет назад. Авторские уроки – эссе, рождение нового метода преподавания – метода критического импрессионизма – принесли Светлане Васильевне необычайную популярность -  на её уроки шли как на спектакли или концерты. Двадцать, тридцать, сорок присутствующих – не всегда учеников в классе было столько, сколько желающих посмотреть урок. И она, обладая удивительной способностью чувствовать своих учеников, доверяя им и надеясь на глубину своих знаний  - ни разу! – не сорвала ожидание праздника, ибо и для учеников, и для тех, кто приходил на её уроки, это было действительно праздником!. «Век нынешний и век минувший…»(по комедии А.Грибоедова «Горе от ума»), «Дорога к Пушкину», «Гимн любви» (по пьесе А.Островского «Снегурочка»),  «Сказка или печальная быль?»(по поэме М.Лермонтова «Тамбовская казначейша»), «Вальс со слезой» (по творчеству Б.Пастернака), «Звезда моя заветная…» ( о судьбе и творчестве И.Бунина), «Тайна гостиницы «Англетер» (о С.Есенине), «Я до секунд всю жизнь свою измерил…» (о творчестве В.Высоцкого) – это лишь маленькая часть  всех открытых уроков, составляющих  педагогическую «копилку»  учителя высшей категории Светланы Васильевны Косорыловой. Оригинальность этих уроков заключается в том, что  на них ученики  перестают чувствовать себя учениками, они словно становятся свидетелями жизни и творчества  великих классиков.  «Перешагивая» через свой детский возраст, ребята учатся мыслить, находить и сопоставлять факты, поддерживать или опровергать критику, словом, на её уроках происходит формирование человека как личности. Да и сама Светлана Васильевна постоянно подчеркивает: литература это не предмет, это искусство жизни. Не случайно уроки, записанные на видеокассеты и диски, используются многими учителями Тамбовской области в качестве учебного материала, а опыт работы учителя обобщен и на уровне города, и на уровне области.

                    На уроках Косорыловой С.В. теряешься во времени. И час, и два она держит своих подопечных в эмоциональном напряжении, не давая расслабиться, заскучать, заставляя постоянно идти вперед. И все – таки учитель никогда не позволяет ребятам прийти к истине на самом уроке,  потому что считает, что главное – это раздумье наедине. Урок должен быть плодородной почвой для прорастания семян истины, и богатым урожай

может быть только в том случае, если  сеятель приложит собственные усилия. Так Светлана Васильевна формирует сознание своих воспитанников, так помогает им взрослеть.

                     Её ученики любят и прозу, и поэзию, но все – таки поэзию немного больше. Благодаря тому, что само чтение стихов учителем – это непревзойденный артистический талант. Когда она читает Лермонтова или Есенина, или «Скифы» Блока, ребята слушают с замиранием сердца, и даже самые отчаянные и задиристые в эту минуту становятся робкими и притихшими...

                     Но самой ответственной своей работой педагог считает подготовку  учащихся к выпускным экзаменам. Когда в 2004 году в Тамбовской области был введен эксперимент по единому государственному экзамену, Светлана Васильевна срочно пересмотрела и изменила преподавание уроков русского языка с таким расчетом, чтобы  суметь подготовить ребят  к ЕГЕ. Экстренные изменения в практике работы оказались эффективными: все её медалисты (1-«золото» и 3 – «серебро») этого года  успешно сдали ЕГЕ по русскому языку и подтвердили свое право быть первыми  а также высокий профессиональный уровень учителя.

                      Контингент старшеклассников, с которыми работает  Светлана Васильевна, сложный, это кадеты, мальчишки, пришедшие в 10класс из других школ. Редко среди них попадаются «отличники», чаще всего те, которые вообще разуверились в пользе образования. И вот тут педагогу требуется немало усилий и упорства, чтобы доказать подросткам – знания им нужны прежде всего.

                      Светлана Васильевна считает себя счастливым человеком. Наверное, это так. Потому что она искренне радуется победам своих учеников. Все «золотые» и «серебряные» медали её воспитанников отражают кропотливый и плодотворный труд педагога и её ребят. Вот и в прошедшем учебном году её ученица, одиннадцатиклассница  Юлия Чебану стала победителем конкурса «Мы – молодые!», посвященного 70-летию образования Тамбовской области, девятиклассница Рагимова Регина и семиклассники Дроков Александр и Дулова Виталия – дипломантами Всероссийского открытого конкурса «Моя классная – самая классная!». Вита к тому же вошла в состав участников президентской программы «Одаренные дети России». Есть в личной «копилке» учителя и её учеников победы в международных конкурсах, в областных и городских олимпиадах.

                        Говоря об опыте работы Светланы Васильевны Косорыловой , нельзя не упомянуть о том, что она долгое время входила в состав областной экспертной комиссии по утверждению «золотых» медалей и экспертной комиссии по проверке варианта «С» ЕГЭ по русскому языку. И все, что она приобрела в ходе работы в этих комиссиях, сегодня использует в своей педагогической деятельности.

                        Косорылова С.В. – учитель –новатор, она сама разрабатывает и внедряет в практику преподавания новые методы и приемы, легко переходит на новые – прогрессивные  - формы обучения. В настоящий момент вместе со своими учениками она работает над темой  «Научно – исследовательская деятельность  учащихся при изучении русского языка и литературы».Уже созданы в соавторстве с ними две интереснейшие работы по литературно – историческому краеведению и лингвистике и отправлены на Всероссийский конкурс. Хочется верить, что и эти работы, как и все предыдущие, принесут победу не только педагогу и её ученикам , но и нашему родному краю.

                        Труд педагога оценён по достоинству. На сегодняшний день у Светланы Васильевны более двух десятков дипломов, почетных грамот и наград, самые яркие из которых – грамоты администрации Тамбовской области, Тамбовской областной Думы, Министерства образования Российской Федерации, и, наконец, знак «Почетный работник образования Российской Федерации» - говорят о том, что её жизненный выбор -  не случайность , а закономерность.

                     …Три человека, по словам Светланы Васильевны, определили её профессиональный путь: мама, Косорылова Раиса Николаевна, привившая любовь к книгам, дядя, поэт Косорылов Сергей Николаевич, научивший чувствовать поэзию, и учитель русского языка и литературы Рудакова Лидия Степановна, ставшая образцом настоящего педагога. В далекие юные годы, на школьном выпускном вечере, выпускница средней школы №1 мысленно дала всем им обещание -  стать хорошим учителем.  И она выполнила свое обещание: на сегодняшний день Светлана Васильевна Косорылова вошла в плеяду лучших учителей России.

            

 

                                                                                  И.П.Рагимова, директор МОУ СОШ №1

                                       (Из публикаций в газете «Трудовая новь» июль 2007 г.)

 

 

 


© 2008-2009 Косорылова С. В.    
Сайт создан в системе uCoz